Наставничество: славное прошлое, перспективное настоящее

Наставничество: славное прошлое, перспективное настоящее
06.06.2024
Поделиться:
Источник: РИА Новости


Наставничество – одна из важнейших практик, которая позволяет опытному работнику быстро обучать новичка всем необходимым профессиональным умениям и навыкам. Наставничество – это всегда помощь и совет, поддержка в трудной ситуации.

Наставник ответствен не только за то, чтобы его подопечный научился производить некую последовательность операций, но и за профессиональный рост обучаемого, за его карьеру.

«Человечество стоит на пороге нового экономического цикла, нового экономического подъема. Сейчас накоплено очень много интересных практик – в инжиниринге, в системах обеспечения, в образовании, в управлении - везде появилось много нового. И очень важно передать накопленный опыт по большим системам – чтобы этот опыт и практики не потерялись. Именно эту задачу передачи формальных и негласных знаний, опыта, связей, смыслов решает наставничество. Преемственность опыта между поколениями, преемственность этики, преемственность заботы и преемственность какой-то любви к своему делу», - считает Евгения Шамис, основатель исследовательского центра «RuGenerations (РуДженерейшенс) – российская школа Теории поколений», автор трилогии про поколения.

Кстати, про заботу и любовь к делу, новую этику мы начали новый цикл разговоров совсем недавно, добавила спикер.

Казалось бы, наставничество – дело индивидуальное. Однако сейчас эта практика переживает настоящий бум. Теорией и практикой наставничества интересуются не просто молодые выпускники, а крупные компании, которые формируют у себя в штатном расписании целые отделы, занимающиеся только наставничеством, развивающие его практику на производстве или в маркетинге, управлении или в социальной сфере.

«В крупных компаниях большие количества людей должны освоить какие-то вещи – не просто прочитать корпоративный кодекс, узнать о ценностях и миссии компании. У нас сейчас интереснейший проект идет в одном из крупнейших и при этом интенсивно растущем банке по передачи смысла вовлеченности, переводе этих знаний в практику управления у лидеров и команд. Сначала вице-президенты, лидеры департаментов удивлялись, что можно рассказать про их опыт вовлеченности. Оказалось, есть чем поделиться. И это и интересно, и нужно большой команде банка. Во всех крупных компаниях есть проекты, связанные с разными аспектами наставничества», – говорит Шамис.

По словам Шамес, особо важно то, что наставничество – это во многом процесс передачи скрытых знаний. «Тех, которые нигде не описаны, но которые мы ощущаем на уровне чувств. И теперь вы поставьте одного человека, умножьте это на сто человек, на тысячу, на десять тысяч и подумайте – как передать эти знания», – отметила Евгения Шамис.

Из глубины веков

Насколько давно появилась практика наставничества? В незапамятные времена, когда человек, освоивший какой-то навык или инструмент, передавал свои знания молодым. В общем-то, без наставничества было не выжить. Как бы молодой член племени мог отличить съедобные плоды от несъедобных? Апофеозом и своего рода выпускным экзаменом для наставников древности и их подопечных служили церемонии инициации, когда юноша или девушка на практике доказывали свое право называться взрослыми.

О том, что система наставничества активно работала на заре человеческой цивилизации, говорит один из древнейших памятников литературы – поэма Гомера «Одиссея». Там старый друг правителя Итаки присматривает за семьей Одиссея в его отсутствие. И заодно воспитывает молодого Телемаха. Обучает его знаниям, необходимым для того, чтобы занять отцовский престол. Наставника зовут Ментор. Его имя стало нарицательным. Теперь оно – синоним мудрого и знающего наставника, иногда, впрочем, придирчивого, который порой общается с воспитанником свысока, «менторским тоном».

«У всех великих людей был наставник, был учитель. У Александра Македонского – Аристотель, у Александра II – поэт Василий Жуковский. И если мы посмотрим систему образования, воспитания как в древних первобытных племенах, так и в более развитых сообществах, то, как правило, молодому человеку, молодому специалисту требуется кто-то, кто передает ему свой опыт и знания», - заявил Андрей Шапенко, профессор, кандидат экономических наук.

Греческий философ Сократ считал предназначением наставника вовсе не заставить ученика вызубрить знания, а пробудить в его душе мощные силы, которые способствовали бы «самозарождению» истины. При этом наставник и подопечный должны быть совершенно равноправны, а истина должна была рождаться в беседе. Или даже в споре.

В более поздние времена к теме наставничества обращались самые светлые умы различных эпох. Например, французский мыслитель Жан-Жак Руссо парадоксально замечал, что наибольшим мастерством наставника является ничего не делать с учеником.

«Наставник дает не решение проблем, сколько помогает человеку самому найти ответ. Можно прийти и сказать: делай то и это. А можно с помощью сильных, развивающих вопросов, путем постановки человека в проблематизирующую позицию как-то помочь ему самому найти ответы», – говорит Шапенко.

А как в России?

Практиковалось наставничество и в Древней Руси. Значительную лепту в его практику внес Преподобный Сергий Радонежский, который в XIV веке разработал систему духовного наставничества. Его осуществляли в монастырях старцы. Притом не только среди монахов, но и среди мирян – крестьян, мещан. Духовных наставников окружали почетом, они были обладателями особого социального статуса.

Уделял внимание наставничеству и русский педагог Константин Ушинский. Он был против того, чтобы учитель заставлял ученика зубрить и наказывал его за отсутствие прилежания.

«Дело воспитания состоит именно в том, чтобы воспитать такого человека, который бы вошел самостоятельной единицей в цифру общества», – писал Ушинский.

Наставничество неотделимо от цивилизационного прогресса. Новые профессии, новые умения требовали появления наставников, которые передавали бы знания молодым. Часто ремесленники (в том числе и в России) брали на обучение ребят из деревень. Тем порою приходилось несладко. Например, о нелегкой судьбе подмастерья говорится в рассказе Антона Чехова «Ванька».

Опытным наставником был замечательный изобретатель и ученый Дмитрий Советкин. Он разработал систему наставничества в производственном обучении, которое позволяло ученикам не только усваивать умения, но и личностно развивало наставляемых. На международных выставках в конце XIX-начале XX века отмечали, что система наставничества Советкина превратилась в целую науку.

«Настоящего учителя можно представить себе только в постоянном совершенствовании», – говорил Сухомлинский.

Значительное внимание развитию практик наставничества уделялось в начале XX века. Его активно применяли в своей практике педагоги Антон Макаренко и Василий Сухомлинский. Опека над молодыми поручалась профессионалам своего дела с весомым жизненным опытом. Практика наставничества массово пропагандировалась, лучших наставников награждали на всесоюзном уровне.

В 70-80-е годы XX века наставничество стало широко распространенной практикой. Специалисты-наставники пользовались общественным почетом, поскольку им доверялось не только профессиональное, но и духовно-нравственное воспитание молодых.

Основа суверенитета

В настоящее время практика наставничества снова переживает подъем.

«Вопросы обучения, наставничества – это всегда обращение к будущему», – говорил, открывая в 2023 году Год педагога и наставника, президент РФ Владимир Путин. Педагоги, передавая секреты мастерства и успеха, сохраняя через воспитание связь поколений и историческое единство страны, формируют прочную основу не только российской "безопасности, технологической, экономической независимости и самодостаточности, но и духовного, ценностного суверенитета".

А в феврале 2024 года президент поручил разработать программу развития наставничества, которая будет реализовываться до 2030 года. В соответствии с поручением президента в России будут проводиться конкурсы «Наставник года», а также общероссийский конкурс наставников «Быть, а не казаться!», посвященный развитию патриотического воспитания.

Вкладываться в сотрудников

И практика конкурсов по наставничеству сейчас активно вводится.

В столице конкурс «Лучшие практики наставничества города Москвы» в рамках национального проекта «Производительность труда» будет проводиться уже во второй раз.

«Наставничество — одно из приоритетных направлений нацпроекта «Производительность труда». Благодаря грамотно выстроенной системе наставничества растет эффективность всех рабочих процессов компании, поэтому Москва активно поддерживает и развивает эту культуру на столичных предприятиях. Конкурс способствует распространению передового опыта, росту профессиональных компетенций и развитию кадрового потенциала московских компаний. Хороший наставник всегда активен, может дать конструктивную обратную связь и вдохновить других сотрудников, а в итоге — привести свою компанию к успеху», - сказала Мария Багреева, заместитель мэра Москвы, руководитель столичного департамента экономической политики и развития города.


Призовое место в номинации «Прорывные технологии повышения производительности труда» досталось одной из косметических ритейл-компаний.

«С момента становления компании один из ее принципов – вкладываться в развитие своих сотрудников, совершенствуя их компетенции и превращая их в профессионалов, способных эффективно адаптировать новичков. При заполнении вакансии для нас всегда в приоритете внутренний кандидат, даже если на его адаптацию в новой должности потребуется дополнительное время», - отметила Ольга Гатовская, заместитель генерального директора по управлению персоналом косметической ритейл-компании.

Все сотрудники мотивированы для посещения бесплатной специальной образовательной платформы с системой начисления баллов за знакомство с обучающими материалами, просмотр образовательных роликов, присутствие на тренингах и вебинарах. Участие в обучающих мероприятиях и высокие рейтинги по результатам обучения позволяют сотрудникам получать поощрительные подарки.

Работа наставников тоже поощряется. Как ведущие консультанты в магазинах они получают повышенный оклад. В целом, как отметили в компании, система наставничества сказывается на бизнесе положительно – квалифицированные сотрудники, мотивированные также и возможностями карьерного роста, стремятся к высоким результатам в работе.

Профессиональный сотрудник в оптимальный срок

В прошлом году одна из крупных энергетических компаний Москвы приняла участие в конкурсе лучших наставников. Многим участникам и зрителям запомнилась ее яркая и насыщенная презентация. При этом опыт компании оказался во многом универсален и вызывал большое любопытство участников из совершенно разных индустрий

Одним конкурсом дело не ограничилось. В 2023 году энергетическая компания стала участником нацпроекта «Производительность труда» и провела свой конкурс «Лучший наставник компании – 2023».

В этом году компания снова примет участие в конкурсе.

«С момента становления компании один из ее принципов – вкладываться в развитие своих сотрудников, совершенствуя их компетенции и превращая их в профессионалов, способных эффективно адаптировать новичков. «Создан проект «Реализация лучших практик наставничества в энергетической компании. Одним из примеров внедрения лучших практик стал созданный в апреле 2024 года «Клуб наставников». Создана система взаимодействия с вузами, ссузами, школами, реализуются практики трудоустройства молодежи в компанию, действует Совет молодежи, проводятся спартакиады и другие мероприятия. Компания внедряет цифровые системы наставничества». При заполнении вакансии для нас всегда в приоритете внутренний кандидат, даже если на его адаптацию в новой должности потребуется дополнительное время», - уточнил Алексей Чунтомов, директор по управлению персоналом энергетической компании.

По словам представителя компании, уже работающие практики наставничества решают ряд важнейших задач. Новые работники быстрее усваивают набор базовых знаний, и таким образом подготовленный персонал приступает к работе в оптимальные сроки. Это, в свою очередь, повышает приверженность персонала (люди остаются работать на большие сроки), формирует команды хорошо мотивированных высокопрофессиональных сотрудников, да и просто способствует улучшению взаимодействия сотрудников внутри компании.

Национальный проект «Производительность труда» — мера государственной поддержки бизнеса, которая позволяет увеличивать объемы выпускаемой продукции и сокращать производственные издержки без дополнительных затрат. С 2022 года реализацией проекта в столице занимается региональный центр, подведомственный столичному департаменту экономической политики и развития. До конца этого года в нацпроекте смогут принять участие 419 предприятий.



Рассказать об
админ барьере
Остались вопросы? Оставьте свой номер телефона и мы свяжемся с вами!
Телефон

Cookies

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies